Ей хорошо в любой стране, где она почему-то видит всегда только доброжелательных людей. И крайне редко встречает злых. «А как иначе, — настаивает Проклова. — Я не имею права осуждать ни одного человека. Осуждать можно только поступки».
В Латвию она приехала в канун старого Нового года в рамках большого гастрольного тура со спектаклем «Невеста напрокат» (Минск, Вильнюс, Лиепая, Рига, далее — Таллин, Москва и Подмосковье, Сибирь….) всего на день. Полчаса успела погулять по городу, провела встречу в медиа-клубе с рижскими журналистами и поклонниками ее таланта, прямо оттуда, с букетами в руках, помчалась на репетицию, а затем был спектакль в Доме конгрессов. Рано утром Елена вместе с другими артистами улетела в Таллин.
Вот такой напряженный график, вроде и вздохнуть некогда, но первые слова ее о Риге были: «Какая радость!»
Здесь она не впервые, снималась раньше с нашими актерами. («Много друзей у меня в Латвии. Кроме того, живу я давно (улыбается — прим. авт.) и привыкла к Риге как к части того, что есть во мне, в душе»). Отсюда родом ее прадед, латышский стрелок, уехавший из Латвии еще до войны. «Во мне столько кровей перемешано, — призналась Елена. — Русская, еврейская, латышская, даже немцы и французы были в роду».
На встречу с журналистами она пришла совсем в негламурном облике. Даже наоборот. Худенькая, в вязаной шапочке, скрывающей волосы, без макияжа совершенно. «Вот, — говорит, — посмотрите (показывает руку), маникюра у меня нет, буквально перед поездкой сажала помидорную рассаду, и вообще в теплице дома работала».
В общем, непафосна и некапризна оказаласьэта заслуженная актриса России, на счету которой множество ярких ролей в кино и театре, премий и наград. Говорит, а глаза светятся. И вот чудо какое: зал, переполненный людьми, которые приходили на встречу усталыми, неся с собой груз собственных проблем, вдруг засветился ей навстречу.
Наш маленький шарик
«Скажу то, что многим женщинам не понравится. Я считаю, женщина в политике не должна участвовать, в отличие от мужчины Вот не надо мне приписывать членство в каких-то партиях, — смеется Елена. — Никогда нив каких партиях не состояла. Кстати, даже комсомолкой в юности не была».
Однако, несмотря на это, после фильма «Ключ без права передачи», ставшим в брежневские годы глотком воздуха, ее вызвали в ЦК комсомола и предложили войти в состав центрального комитета. Проклова в фильме блестяще сыграла учительницу, но к изумлению комсомольских лидеров, она сообщила, что вообще не комсомолка и членского билета у нее отродясь не было. Однако билет ей тут же выписали за пять минут («Я просто в шоке была», — призналась рижанам актриса). Еще ее попросили прочитать на съезде доклад о проблемах современной школы.
Тогда Елене показалось — а вдруг она может что-то изменить? И она согласилась. Неделю, запершись дома, писала доклад, перечисляла болевые точки образования и, наконец, пришла на следующую встречу с пухлой папкой исписанных листов.
«Что это?» — удивились в ЦК. И показали ей другой, уже утвержденный доклад. Наивная Проклова долго спорила, доказывала, что в докладе — вранье, настаивала, что прочитает то, что сама подготовила А накануне ее предполагаемого выступления, ей позвонили и сказали, что в этот день у нее срочный спектакль. Доклад прочитала другая актриса.
Впрочем, красной нитью всего рижского выступления Прокловой прошла мысль, что нельзя никакие события расценивать однозначно, рассматривать только в черно-белом варианте.
«Благодарю судьбу и профессию за то, что я могла так много путешествовать и, наверное, земной шар обогнула не раз, — говорит она. — И чем больше я ездила, тем больше понимала — какой маленький наш шарик. У меня внутри давно сложилось ощущение, что моя родина — не отдельная страна, а вся земля. Сейчас страшное время — нас разъединяют, и семьи, и страны, нас уводят от настоящих ценностей. Нам скоро с инопланетянами, наверное, общаться придется и отстаивать свое, земное, а мы все друг другу ставим палки в колеса, обвиняем во всех грехах. Но почему-то мне кажется, мы скоро развернемся друг к другу лицом, а не когтями, зубами и взаимной глупостью. Главные наши ценности, тот самый ключ без права передачи — природа, семья, дети. И никто меня не убедит, что это иначе».
Культура, по мнению Прокловой, то, что позволяет нам пройти через смутные, трудные времена, сохранившись. Это как твердый участок почвы в болоте — для того, что устоять. Ну можно, конечно, упасть в это болото, поваляться в грязи, поругать эту грязь — но зачем? Надо проходить через трясину и идти дальше.
Личные трофеи
В кино Елена сниматься не планирует — не интересно. «Что мне предлагают? Роль вдовы милиционера или вора в законе, — улыбается актриса. — Сегодняшние телесериалы, в основном, однодневки. Поэтому в театре играю и в апреле в Ригу привезем хороший спектакль, где у меня большая роль, играю вместе с Борисом Щербаковым. Пьеса французская — «Начнем сначала». А вот кино — пока нет…».
В феврале она собирается с мужем в Африку, на сафари. Как бы в оправдание, актриса призналась, что охоту не любит по соображениям гуманности, но считает необходимым быть вместе с мужем. Кроме того, те охотничьи трофеи, которые добывает ее муж, и деньги, заплаченные за лицензию, идут на пропитание очень бедных африканских семей, которые месяцами не видят нормальной еды.
Проклова верит, что мы отвечаем за каждый свой поступок и слово. «От меня зависит, что из предлагаемого «набора» я возьму в свою жизнь. Это, знаете, как на восточном базаре, где есть все — знакомое и незнакомое, красивое и безобразное. И в свою корзину жизни я имею право набрать, что пожелаю. Своими поступками, мечтами, мыслями».
Елена воспитывает двух дочерей и считает, что главное в семье — это доверие. «Каждое утро читаю материнскую молитву», — призналась актриса. И понизив голос, прочитала ее рижанам. Что касается отношений с мужем, то она с улыбкой отметила, что муж ее никогда не бросит. «Во-первых, я настолько разная и так много всего меня интересует, что мой муж видит в моем лице много разных женщин. Ну и, главное, никто не сможет устроить ему быт так уютно и тепло, как я», — смеется Елена. Она и правда каким-то образом успевает очень многое.
В последнее время актриса, помимо театра, занятий ландшафтным дизайном и садоводством, увлеклась неожиданными вещами. Она учится писать иконы. По всем правилам. Изучает иконописные школы — от Андрея Рублева и Феофана Грека.
«Скоро будет готова моя первая икона. — Казанская», — говорит Елена. И глаза у нее счастливые.
Freecity.lv