riga
Литва
Эстония
Латвия

Сюжеты

Украинские журналисты «Евроньюс» бастуют из-за отказа считать их русскими

Начиная с 1 января украинская редакция «Евроньюс» прекратит свое существование.

Не желая выезжать из Франции, украинские журналисты попробовали перейти на работу в российскую редакцию, но в этом им было отказано. Теперь журналисты бастуют со словами «мы все родились в одной стране — СССР». Пожалуй, это самый главный итог «евроинтеграции», пишет газета Взгляд

Телеканал «Евроньюс» существует уже более 20 лет, но ведет достаточно взвешенную информационную политику и редко становится фигурантом скандалов, регулярно сотрясающих мировые СМИ. Поэтому забастовка украинской редакции «Евроньюс» (к которой присоединились арабская и иранская) стала действительно заметным событием на медиарынке.

Созданный как объединение информационных телересурсов европейских стран (включая Россию и Турцию), в настоящее время «Евроньюс» является частным каналом. Его основной владелец — египтянин Нагиб Савирис, который в феврале 2015 года приобрел контрольный пакет акций (53%) у европейских телекомпаний. Российская ВГТРК свой семипроцентный пакет сохранила. При этом, по словам источника газеты ВЗГЛЯД, за счет продажи рекламы российская версия является одной из самых прибыльных.

В рамках телеканала исторически существует несколько языковых редакций, работу которых оплачивает соответствующая страна (правда, итальянская работает при поддержке и Италии, и Швейцарии, а Британия не тратится на работу англоязычной редакции, так как английский — язык межнационального общения). Видеоряд у всех одинаковый, но тексты каждая редакция пишет сама, переводы не практикуются.

Украинская редакция появилась в 2011 году, когда «пророссийский» президент Виктор Янукович и «прокремлевский» премьер Николай Азаров вели Украину по пути евроинтеграции. С главным офисом был заключен договор до 2017 года, согласно которому Киев обязан платить «Евроньюс» 5 миллионов евро за лицензию, а также транслировать новости международного телеканала на «Первом национальном». Как отмечает издание «Украина.ру», «регионалам» надо было постоянно доказывать свою приверженность европейскому курсу».

После победы евромайдана доказывать кому-то «приверженность европейскому курсу» больше не требовалось, поэтому платить Киев перестал. Однако украинская редакция сохранилась и продолжила работу — за деньги, которые платят «Евроньюс» другие страны, включая Россию.

В мае 2016 года Апелляционный суд Киева обязал национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины (НТКУ) выплатить в пользу «Евроньюс» 10 с половиной миллионов евро (точнее — 10 591 224,48) лицензионных платежей за период февраль 2013 — февраль 2015. Как отмечает издание «Общественное вещание», эта сумма соответствует двум годовым бюджетам НТКУ или половине текущего годового бюджета всей системы государственного телерадиовещания на Украине. Информации о том, что платеж был осуществлен, разумеется, нет до сих пор.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что руководство «Евроньюс» приняло решение с января прекратить работу украинской редакции — раз уж за нее никто не платит.

Возвращаться на родину привыкшие к благополучной жизни в Лионе украинские журналисты не пожелали и решили привлечь внимание к своей ситуации, устроив забастовку.

К украинцам присоединились работники арабской и иранской редакций. Арабские страны и Иран тоже не платят за работу своих редакций, но по другой причине — эти редакции для них не свои, они появились по инициативе Еврокомиссии. Перечисляемый чиновниками ЕС транш, видимо, не покрывает все расходов, а оплачивать заведомо убыточное вещание из собственного кармана Савирис не обязан даже с учетом того, что арабский — его родной язык.

Поскольку сами по себе проблемы украинской редакции вряд ли кого-либо заинтересуют, было решено прибегнуть к проверенной технологии — обвинениям в адрес России. Киевский портал «Главком» публикует интервью «анонимной сотрудницы» (хотя мало сомнений, что в реальности это говорит глава украинской службы «Евроньюс» Фидель Павленко). Заголовок гласит: «Говорит и показывает Москва. Как уничтожают европейскую службу «Евроньюс». Как это часто бывает в пропаганде, заголовок имеет весьма отдаленное отношение к содержанию материала. Аноним вынужден признать, что «в большинстве случаев освещение событий русской службой является объективным» и никакого «давления из Москвы» не существует.

Но выясняется интересная вещь. Оказывается, увольняемые работники украинской службы претендовали на вакансии в русскоязычной редакции, но во французской кадровой службе им отказали, сказав — «вы украинцы, они россияне». Что возмущает украинских журналистов сильнее всего: «Мы все родились в одной стране, Советском Союзе, соответственно, этот аргумент не выдерживает никакой критики».

То есть, когда не надо — «долой СССР, долой проклятых оккупантов, никогда мы не будем братьями». А когда надо — «мы все родились в одной стране, какая разница, украинец или русский».

Понятно, что выступления украинцев (равно как и арабов с иранцами) рассчитаны не на главного акционера Савириса и не на менеджмент телекомпании. Украина денег тем более не даст. Получается, что главным и единственным адресатом попрошайничества является Еврокомиссия. Из этого органа ритуальные заявления о необходимости противодействовать «российской пропаганде» исходят регулярно.

Но проблема в том, что Еврокомиссия вряд ли захочет давать деньги телеканалу, чей контент она не в состоянии контролировать. 53% акций египтянина Савириса оказались более надежным гарантом независимости «Евроньюс», чем совместное владение акциями европейскими вещателями, на которых Еврокомиссия все-таки может повлиять.
Украинцам в этих раскладах места не остается.

 

Загрузка...

Сюжеты